Пападжи узнал, что есть работа в Ченнаи, столице штата Тами Наду, на которую как раз требуется отставной офицер. По дороге он заехал в Раманашрам. Заглянув в окошко помещения, где сидел Рамана, он увидел того самого садху, которого встретил ранее. Пунджа уже схватил свой чемодан, чтобы покинуть это место, когда ко-то из местных, видивших, как он приехал, спросил его, почему он уезжает так скоро. Пападжи ответил, что у него не вызывают интереса те гуру, которые разъезжают по стране, “собирая” учеников. Местный сказал, что человек, которого Пунджа встретил в Пенджабе, никак не мог быть Шри Раманой, так как тот не покидал этого места уже 48 лет.

Заинтригованный, Пападжи решил остаться. После обеда он последовал за Шри Раманой в комнаты, где тот жил, и прямо спросил его: “Тот ли вы человек, что приходил ко мне домой в Пенджабе?” Махарши не дал ответа. В конце концов Пападжи задал свой вопрос: “Можете вы показать мне Бога?”

До жестокости правдивый, Шри Рамана ответил отрицательно. “Бог -- это не объект, который можно увидеть, -- сказал он, -- Бог есть субъект. Он тот, кто видит. Не заботься об объектах, которые можно видеть. Найди того, кто видит”. И затем он произнес слова, изменившие направление духовного поиска Пунджи на всю жизнь: “Только ты сам есть Бог”.

Махарши посмотрел в глаза Пападжи и поток энергии огромной мощи прошел через все его тело. Он осознал свою духовную сущность. Махарши продолжал пристально смотреть на него и Пападжи почувствовал “что-то похожее на плотный бутон, открывающийся и распускающийся в самой глубине его существа, который никогда не был ни внутри его тела, ни вне”.

И тем не менее, к Пападжи вскоре вновь вернулся критический настрой по отношению к ученикам Махарши и даже к нему самому. Он перебрался на другую сторону Аруначалы и нашел для себя укромное местечко, где мог спокойно распевать свои хвалы Кришне (Krishna japa). Он оставался там примерно в течение недели. Когда настало время возвращаться на работу в Ченнаи, Пападжи решил нанести прощальный визит Махарши.

Рамана спросил его: “Где ты был? Где ты живешь?”

“На другой стороне горы. Я играл с Кришной”, -- ответил Пападжи.

“Очень хорошо. Славно. Видишь ли ты его сейчас?”

“Нет, сэр”, -- ответил Пападжи

“Так значит Кришна приходит, играет с тобой и исчезает, -- сказал Махарши. – Какой прок от бога, который появляется и исчезает: Если он истинный бог, он должен быть с тобой постоянно”.

Пападжи счел эти слова поучительными, но все еще не желал прислушаться к совету Махарши. Вернувшись в Ченнаи, он продолжил свое поклонение Кришне. Однажды вечером, когда он находился в своей комнате для пудж, он услышал, что за дверью стоят какие-то люди. Когда он открыл дверь, то был удивлен и испуган одновременно, обнаружив стоявших за ней индуистских божеств Раму, Ситу, Ханумана и Лакшмана (Hindu) Он пригласил их войти и провел с ними остаток ночи; часы промелькнули как минуты.

Результатом этого визита стало, как говорил Пападжи, то, что он не только не смог больше повторять имя Кришны, но вообще стал неспособен к выполнению какой-либо садханы. Раздосадованный, он снова начал искать совета у различных учителей, авторитетных в вопросах духовности, -- но безрезультатно. И опять Махарши явился ему в видении.

Пападжи отправился в его ашрам искать помощи, полностью опустошенный, страдающий от невозможности и дальше продолжать свои длившиеся четверть века штудии духовных текстов и писаний.

Махарши спросил: “Что случилось, когда ты добрался до железнодорожной станции в Тируваннамалаи?”

Удивленный, Пападжи ответил: “Ну, я отдал мой билет и нанял буйволовую повозку до ашрама?”

“А когда ты добрался до ашрама и распрошался с извозчиком, что случилось с повозкой?”

“Думаю, поехала обратно в город”.

“Поезд довез тебя до пункта назначения, -- сказал Махарши. – Ты сошел с него, потому что больше в нем не нуждался. То же самое произошло с буйволовой повозкой. Все это были средства, нужные для того, чтобы доставить тебя сюда. Теперь они тебе не нужны. Твоя джапа, чтение и медитация привели тебя к конечному пункту, к “станции духовного назначения”. Точно так же, они не нужны тебе больше. Ты не оставлял свои духовные практики, они сами ставили тебя, потому что уже сослужили свою службу. Ты прибыл”.


Под пристальным взглядом Раманы Пападжи чувствовал, как его тело и ум промываются волнами чистоты. Очищался каждый атом, как будто все тело создавалось заново. Шел процесс трансформации.
Пападжи понял: “Этот человек на самом деле и был его, Папджи, духовной Сущностью, тем, чем он сам всегда являлся. “Я” искавшее Бога вне его, утратило свои качества, умерло в этом непосредственном знании и переживании Сущности. Поиск закончился".

Теперь он проводил с Махарши всякую свободную минуту, пока Рамана не послал его в Пенджаб спасать свою семью во время разделения (Индии и Пакистана – прим. перев.) со словами: “Я с тобой, где бы ты ни был”. Пападжи говорил, что не стало больше Пунджи – только пустота, где он был прежде, пустота и Шри Рамана.

После своего пробуждения его трудно было застать на месте. Первым ученикам Пападжи постоянно приходилось разыскивать его. Они передают множество невероятных историй о своем пробуждении в его присутствии.

(окончание следует)

на главную

Hosted by uCoz