П (читает): “Не могли бы вы прояснить одно сомнение, которое снова и снова всплывает во мне. Оно касается возможности осознания истинного Я за долю секунды”.
Пожалуйста, дайте подойти этом человеку, Джону. Где Джон?
(Вы ходит довольно пожилой мужчина. П улыбается) Доброе утро!
(делают намастэ друг другу)
(снова читает) “Не могли бы вы прояснить одно сомнение, которое снова и снова всплывает во мне… возможности осознания истинного я за долю секунды”
Итак, сомнительно то, что удерживает вас от осознания того, как это возможно, что вы можете осознать Я за долю секунды. Так?
Джон: Да.
ПАПАДЖИ: Это сомнение устраняет вашу способность узнать то, чем является эта доля секунды. Теперь посмотрите на само это сомнение как таковое. То, что всплывает. Посмотрите на сомнение, которое всплывает. Итак, оставьте в покое ту секунду, которая вас интересует. Чтобы впервые понять… не закрывайте глаза, не медитируйте. Я просто говорю, оставьте в покое эту долю секунды. Но вы видите это сомнение, которое всплывает. Посмотрите на это сомнение и скажите мне, откуда оно появляется.
Джон: Из ума.
ПАПАДЖИ: Да. Ум есть сомнение. ОК? Ум есть сомнение, и ум есть также мысль, потому что сомнение есть мысль.
Джон: Конечно.
ПАПАДЖИ: ОК. Тогда нет разницы между умом и мыслью, понимаете.
Джон: Да.
ПАПАДЖИ: Множество мыслей представляет собой ум.
Джон: Да.
ПАПАДЖИ: И ум есть также прошлое. Все о чем вы думаете есть прошлое. А эта доля секунды есть настоящее. Давайте пока разбираться только с умом, только с сомнением, если вы не перехватываете это сомнение. Итак, эта мысль, этот ум есть прошлое. И ум есть не что иное как “я”. Я – тоже мысль. Это я… Вы продолжайте смотреть на это сомнение. Итак, мы конденсируем сомнение в уме, в прошлом, во времени, и теперь еще в “я”. Смотрите теперь также еще и на “я”. Потому что “я” теперь сомнение, сомнение есть “я”. Оно не согласуется, не сопрягается с той “долей секунды”. Продолжайте смотреть на это “я”, откуда оно поднимается. Продолжайте смотреть, продолжайте. Следуйте за хвостом, хвостом этого “я”, держите его за хвост и идите туда, куда идет оно.
Джон: “Я” приходит откуда-то изнутри.
ПАПАДЖИ: Да, иди-иди туда, иди вовнутрь. Это “я” приходит откуда-то изнутри. Следуйте за ним, продолжайте следовать. Просто продолжайте следить, откуда оно приходит изнутри. И вы ростом всего лишь пять футов десять дюймов максимум, не так ли?
Джон: Я потерял это...
ПАПАДЖИ: ОК, неважно… Не так трудно совершить путешествие всего на шесть футов. Шесть футов означает два шага. И вы очень легко сможете найти, где оно прячется, куда оно уходит – от головы до пяток. Идите с ним вместе, найдите место. Давайте, делайте то, что я говорю. Начинайте с ног. Выясните, там ли “я”. Нет, не в ногах. В носу? Есть там “я”? Может быть, оно спряталось в носу? А? Нет. Оно не в носу. А может быть в ушах? Нет, и не в ушах. ОК. Тогда в ногтях?
Джон: Нет.
ПАПАДЖИ: Брови?
Джон: Нет.
ПАПАДЖИ: Тогда во рту? На языке? На языке, который говорит?
Джон: Нет.
ПАПАДЖИ: Его нет на языке. Так что не используйте язык, даже чтобы произнести это слово, потому что вы не обнаружили “я” на языке. Оставьте язык в покое. Ухо ставьте в покое. И нос. Но все еще продолжайте следить. Где еще не посмотрели?
Джон: Нигде.
ПАПАДЖИ: Нигде. ОК. Итак, “я” нигде, ум нигде, мысль нигде – тогда и сомнение нигде. А теперь обнаружьте нигде. Кто вы? Я нигде… не думайте, не думайте, это просто появится сейчас. Это просто появится. Итак, “я” нигде не находится. Удовлетворитесь этим знанием. Что теперь осталось?
Джон: Ничего.
ПАПАДЖИ: Ничего. Очень хорошо. Это и есть та секунда. В ничто нет сомнения. Поскольку это – ничто. Если вы можете сомневаться в ничто, то это не есть ничто. Так?
Джон: Да. Все совершенно ясно.
ПАПАДЖИ: Что?
Джон: Очень ясно.
ПАПАДЖИ: Очень ясно? ОК. Это и есть та доля секунды. Это когда все ясно, когда нигде нет сомнений. Как случилось, что она ушла? Хорошо.
(начинает читать письмо Джона дальше)
Д: Больше ничего не надо.
ПАПАДЖИ: Хорошо. Дальше не нужно. Давай, мой дорогой друг, подойди и садись рядом. Молодец, ты сделал это. Что сейчас случилось, скажи мне. Давай-давай, скажи.
Джон: Я не знаю… (пауза) Это очень… это так легко!
Но мне нужны были вы для этого.
ПАПАДЖИ: Спасибо. Спасибо, что использовал меня. (целует Джона в щеку, а Джон целует его) Нет сомнений, ты прекрасен, ты так прекрасен, что я должен поцеловать тебя. Что Дэвид* подумает о сатсанге? Многим серьезным людям не нравятся мои привычки… но красота столь привлекательна, столь привлекательна! Я целую Красоту, понимаете… Некоторые протестуют, говорят, что поцелуи непозволительны во время сатсанга. Я хочу получить ваш совет по этому вопросу. (Зал хохочет)
Джон: Вы просто приветствуете… Это необычно и смело.
ПАПАДЖИ: Прекрасно. Вы прекрасны. И что же делать? (смеется) Спасибо.
Джон: Спасибо.
(Снова оба делают намастэ. Зал смеется).
* Вероятно, имеется в виду Дэвид Годмэн, автор фильма “Call Off the Search”, который как раз был в Лакнау в 1993 году, когда и происходил этот сатсанг. – прим. пер.